Здесь так много интересного!


Край марийской культуры
Тоншаевский район, как и Шарангский, это, прежде всего, край марийской культуры. Здесь почитаются марийские священные рощи и отдельные деревья, способные, по поверьям, излечить от тяжелой болезни или уберечь от несчастья. Такими обычно являлись липа или береза. Тоншаевским марийцам известны Горинцевская, Маяковская, Ромачинская и другие священные липы как деревья-целители.
В Тоншаевском районе есть своя традиционная кухня, которую можно попробовать в кафе: это марийские большие пельмени, «Тоншаевский» квас на основе клюквы с добавлением мяты и брусники, марийский медовый напиток, тукмачи (марийские ежики), трехэтажные блины.
Кроме того, Тоншаево - это место, связанное с историей Ветлужского летописца - Захара Солоницына.
История Тоншаевского края интересна и таит в себе до сих пор много загадок, что большей частью связано с его географическим положением. Почти все поселения располагаются на территории Марийско-Вятского увала, на холмистой возвышенности, проходящей по территории современной Республики Марий Эл, Кировской области и севера Нижегородской области.

Марийские Священные рощи
На территории Тоншаевского района находится 12 марийских священных рощ (природных святилищ). Три из них, Дупляковская и две Пеньковские, имели родовое значение. Ромачинская и Грозная рощи имеют межобщинное значение. Грозную рощу, находящуюся неподалеку от деревни Большие Ашкаты, знают марийцы, проживающие и за пределами района.
Кувербская роща известна как место женских молений, поминовения усопших, В народе эту рощу называли «вдовьей», хотя в ней допускалось пребывание людей разного возраста и пола. Соседняя Маяковская роща считалась мужской и предназначена она только для взрослых. Для жертвоприношения старались выбирать белых животных - быка, барана, гуся, в окрестностях Ашкат - еще и жеребенка. Если таких не было, то животное заворачивали в белую ткань.

Край героев марийского эпоса
Тоншаевский район связан с двумя героями марийского эпоса: это непокорный князь Ош Пондаш и девушка Ирга, которая не покорилась разбойникам и была повешена на сосне, ставшей священной.
Далеко известна легенда об Ош Пандаше – Суртане (султане Белая борода) – Никите Ивановиче Бай-бороде, марийском князе (кугузе), одному из 12 легендарных обожествлённых героев народа мари. Кугуз марийских земель Ош Пандаш в верховьях реки Ветлути в середине XIV века пытался создать марийское княжество, одновременно платя дань Золотой Орде и Галичскому княжеству. Сначала Бай-Борода вместе с семьёй принял христианство и выдал дочерей за русских вельмож, затем с помощью золотоордынских войск добился прекращения выплаты дани Галичскому княжеству. Позднее правда потерял большую часть своих земель и вынужден был скрываться в глухих тоншаевских местах, где вероятно и был захоронен в Ромачинской роще.

Пижемский заказник
Появился в 1998 году. Заказник создан для восстановления и поддержания экологического равновесия в бассейне реки Пижма и на окружающих территориях, для охраны типичных биоценозов южно-таежных темнохвойных лесов, болот, редких видов животных и растений (беркута, большого крохаля, серого журавля и др.) и среды их обитания.



Достопримечательности района

Церковь Архангела Михаила
В 1851 году в центре села Ошминское на видном месте была построена красивейшая церковь. Звон ее колоколов, как рассказывали старожилы, был слышен за много километров. Православный храм выделялся среди прочих строений своим видом. Средства на храм собирали со всех жителей близлежащих деревень, приход церкви был очень большим. Прихожане очень радовались возведенному храму. В церкви было очень много икон, церковных книг, само здание выглядело очень красиво как снаружи, так и внутри.
листайте вниз
Крестовоздвиженский источник
Этот родник был знаком марийцам, так как среди этого народа в древности был культ родников и истоков рек. Марийцы почитали источники и совершали около них определенные обряды. Во многих местах своего проживания мари основывали священные рощи именно около ключей и источников, так как родниковая вода использовалась при языческих молениях и жертвоприношениях.
При этом в марийской традиции использование лент около источников несло в себе особенные сакральные смыслы. Обычно такой обряд выполнялся, когда человека постигала какая-нибудь болезнь или хворь, тогда человек шел к такому священному роднику и вешал на ветку часть одежды с той части тела, которая болела.
листайте вниз


Изба-келья ветлужского летописца Солоницына З.С. в деревне Зотово
Самый знаменитый крестьянин-летописец Поветлужья – Захар Солоницын, жил в XIX веке в деревне Зотово около Тоншаева. Солоницын писал иконы, создал свой живописный автопортрет, увлечённо сочинял поучения, которые должны были помочь жить его потомкам. И одним из главных дел считал составление “Ковчега ветлужской старины” – своей книгу о прошлом, переписанной на основании не дошедших до нас монастырских рукописей.
листайте вниз
Тоншаевский краеведческий музей
Музей находится в здании бывшей сторожки Никольской церкви села Тоншаева. В период с 1985 по 1987 год здание реконструировали путем народной стройки: почти все организации и учреждения, предприятия и колхозы участвовали в ней. Тогда был надстроен второй этаж здания, пристроен тамбур. Фонды музея формировались в основном также с помощью жителей района и организаций, местных энтузиастов. В музее проходят экскурсии по темам «История Тоншаевского района», «Заселение края», «История и культура марийского народа», «Край в XVIII — XIX веках», «Эпоха Петра I и Нижегородская губерния», «Тоншаевский район в годы Великой Отечественной войны», «Природные и климатические условия Тоншаевского края», «Растительный и животный мир Тоншаевского края».
листайте вниз


Центр Марийской культуры в деревне Куверба
В деревне Куверба расположен Центр марийской культуры, можно принять участие в мастер-классе: приготовить марийские пельмени или тукмачи и принять участие в «топотухе» (марийской круговой пляске). Исполнят мелодии на традиционных марийских инструментах: пузыре, барабане, ия ковыж (марийская скрипка).
Никольская церковь
Основана в 1811 году в центре села Тоншаево. Храм имеет интереснейшую историю строительства, состоящую из бюрократической волокиты, марийской нерешительности и перетягивания этих земель между Костромской и Казанской губерниями. Сейчас церковь реставрируется, в трапезной проводятся службы.

Межрегиональный фестиваль марийской культуры
«Тошто марий пайрем»

Старообрядчество

Старообрядчество

Старообрядчество

Старообрядчество

Старообрядчество

Старообрядчество

Старообрядчество

Старообрядчество
Совместно с Министерством культуры Нижегородской области и ГАУК НО «Региональным управлением культурно-образовательными проектами» в рабочем поселке Тоншаево ежегодно проводится Межрегиональный фестиваль марийской культуры «Тошто Марий Пайрем» (Праздник древних марийцев). История марийского народа насчитывает более трех тысяч лет. Мари смогли сохранить и донести до наших дней особенности своей материальной и духовной культуры, с которой можно ознакомиться на фестивале. Благодаря подобным фестивалям у нижегородцев пробуждается интерес и уважение к многообразию национальных культур, открывается неизведанный путь к познанию жизни малых народов. В фестивале принимают участие творческие коллективы и солисты районов Нижегородской области и республики Марий Эл. Гостей фестиваля ждут удивительные марийские песни и танцы, неповторимые по колориту костюмы, театры обряда, народные игры, состязания, прикладное искусство и национальные угощения.
Выбирай отдых по душе!


Где остановиться и где перекусить?
Ресторан «Пижма»
Где: Тоншаево, ул. Центральная, 16
Телефон: 8 831 51 2-13-43
Закусочная «Отдых»
Где: с. Ошминское, ул. Центральная, д. 32
Телефон: 8 831 51 5-51-91
Кафе ИП Лугинина Н.А. «Братина»
Где: Тоншаево, ул.Якова Горева, д. 13
Телефон: +79159316351
Кафе «У реки»
Где: п. Буреполом, ул. Советская, д. 4
Телефон: 8 831 51 9-62-40
Кафе “Лайктайм”
Где: п.Тоншаево, ул. Жукова, 3 в
Телефон: +79524655804
Гостиница Тоншаевское РАЙПО облпотребсоюза
Где: п.Тоншаево, ул. Шишмакова, 6
Телефон: +7 (952) 465-99-14
8(83151)2-26-46

